Порядок реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Ликвидация ооо

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью осуществляется согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке изложенным в статьях 51-56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования и считается реорганизованным (кроме формы присоединения) с момента государственной регистрации реорганизованных юридических лиц.

Статья 51 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяющая основные определяющая основные правила реорганизации общества, не претерпела изменений, за исключением пункта 5 (первый абзац этого пункта был изложен в новой редакции Федеральным законом № 205-ФЗ).
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного общества.
Общество обязано письменно уведомить о реорганизации с даты принятия решения всех известных ему кредиторов и опубликовать информацию в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о принятом решении. В этом случае кредиторы вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков в течение тридцати дней после письменного извещения или публикации.
Упомянутые уведомления предоставляются при государственной регистрации обществ созданных в результате реорганизации.

При реорганизации общества в форме слияния необходимы: решение собрания участников каждого общества, договор о слиянии, который должен быть утвержден участниками. Кроме того, утверждаются устав нового общества и передаточные акты.
Аналогичные требования при присоединении общества, касающиеся договора о присоединении и передаточного акта. В устав вносятся необходимые изменения.
При разделении общества на основании решения о разделении утверждается разделительный баланс. Устав и договор об учреждении утверждается решением участников новых обществ. Это же собрание осуществляет выбор органов управления.
При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество, в общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив происходит на основании решения общего собрания участников, в котором также указывается порядок обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, а также утверждается передаточный акт. При преобразовании общества и вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
Нормы статей 51-56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственность», регулируют отношения возникающие при добровольной реорганизации общества (т.е. реорганизации, осуществляемой по решению общего собрания участников, — подпункт 11 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Необходимо отметить, что согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» решение о добровольной реорганизации общества с ограниченной ответственностью принимается всеми его участниками единогласно, причем уставом общества не могут быть установлены иные правила решения о реорганизации общества.

Законодательством предусмотрены и основания принудительной реорганизации юридического лица. В частности, пунктом 2 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его выделения или разделения из его состава одного или несколько юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего, здесь имеется в виду антимонопольное законодательство.

Федеральным законом от 26.07. 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность приносящий им доход.
Так, в случае систематического осуществления антимонополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении такой организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций.

Общество может быть ликвидировано в добровольном порядке по единогласному решению его участников либо реорганизовано в акционерное общество или кооператив, либо по решению суда.
Статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусматривает следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников: а) истечение срока, на который создано юридическое лицо; б) достижение цели, ради которой оно создавалось. Данные основания ликвидации юридического лица по решению участников изложены в открытом перечне, что предполагает возможность такой добровольной ликвидации и по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением участников, так и указаниям действующего законодательства Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей правопреемства к другим лицам, (пункт 1 статьи 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»), то есть перехода прав и обязанностей ликвидированного общества к другим субъектам. Поэтому при ликвидации общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника гражданского оборота. Одновременно прекращаются принадлежавшие ему права, а также обязанности, не исполненные до или в процессе ликвидации. Добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью возможна по решению его участников, которое должно быть принято единогласно на общем собрании участников общества (статья 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Необходимо обратить внимание на то, что правила о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью, установленные в статьях 57 и 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», применяются только при ликвидации действующих обществ.

Общее собрание участников общества единогласно принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, которое оформляется протоколом (приложение 3), либо решением единственного участника. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Назначение ликвидационной комиссии предполагает утверждение ее персонального состава на общем собрании участников общества. Участники общества или орган, принявший решение о ликвидации общества (общее собрание участников), обязаны в трехдневный срок сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц со дня принятия оформления протокола собрания участников. Нарушение этого срока является основанием привлечения учредителей общества к административной ответственности, предусмотренной, в виде предупреждения или административного штрафа в размере 5000 рублей. Указанное сообщение (уведомление Форма Р15001) должно быть направлено в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества в письменной форме с приложением решения о ликвидации общества.
С момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о том, что общество находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в его учредительные документы, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное общество, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Объявление о ликвидации общества с ограниченной ответственностью должно быть помещено в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации».

Ликвидационная комиссия вправе уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица. Следующий этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов общества служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и внешнего аудитора общества, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы общества. Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований.

Общему собранию участников общества предстоит утвердить промежуточный ликвидационный баланс, окончательный ликвидационный баланс общества. Иными словами, функции органов общества, реализация которых необходима при проведении ликвидационных процедур, продолжают осуществляться.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию. После составления промежуточного ликвидационного баланса необходимость уведомить регистрирующий орган.

Для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие. Пункт 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает правило о том, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Приоритет имеют кредиторы первой и второй очереди, поскольку расчеты с ними начинают производиться уже со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами. Он составляется ликвидационной комиссией лишь после завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации оставшегося имущества и может быть утвержден только общим собранием участников общества. Законодательство не содержит перечень обязательных сведений, которые надлежит указывать в ликвидационном балансе. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме. Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица). После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Такими документами являются:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины;
— форма Р16001.
При ликвидации общества в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Названные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представляется в регистрирующий орган ликвидационной комиссией (ликвидатором). При принятии документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующий орган не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Государственная регистрация при ликвидации общества должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. С момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права.
Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.